Западная Европа

История развития грузоподъёмной техники ведёт своё начало с незапамятных времён. Первый этап совершенствования этого вида оборудования приходится на период с XI- XII века. Далее с развитием мореплавания, торговли и горно-металлургической промышленности, в период с XIV по XV века, оборудование для подъема грузов усовершенствуется. Начинают появляться полиспасты и лебедки, которые путём соединения их в подъёмники дают возможность существенно снизить времязатраты и минимизировать усилия на перемещения габаритных и тяжёлых грузов. Благодаря грамотному соединению полиспастов или блоков с воротками начался новый этап развития техники, характеризующийся тем, что подъёмники получили принципиально новое основное звено, давшее толчок к появлению различных кранов.

Именно тогда и начинают появляться конструкции кранов, отдалённо напоминающие современные. История этого периода знает множество фактов применения цепных, стреловых и поворотных кранов с остовом из древесины с конной тягой через топчаки. Использовались они на территории Европы, а точнее в Чехии, Германии и Италии. С момента изобретения Уаттом в 1763 году первого парового двигателя, подъемные механизмы вышли на новый виток развития и совершенствования.

Стоит отметить, что для грузоподъёмных устройств, установок и механизмов, созданных до XIX века, было характерно использование дерева при строительстве ответственных узлов, например, воротов, стоек, остовов и т.д. Так же отметим, что и зубья, и обода зубчатых колёс в устройствах и механизмах изготавливались из дерева. Использование стали ограничивалось крючьями, храповиками и осями.

подъемники в ТаллинеПопуляризация металла началась только в первой четверти XIX века. Именно в этот период, в двадцатые годы, была построена первая конструкция деревянного мостового крана. Следует акцентировать внимание на том, что механизмы с деревянно-металлическими и деревянными несущими конструкциями кранов и стрел довольно широко использовались вплоть до конца XIX века.

Функционирование этих установок осуществлялась благодаря мышечной массе животных и человека. История подъёмного оборудования зафиксировала тот факт, что средневековые ветряные и древние водяные двигатели не пользовались особой популярностью. Только в начале XX века, когда промышленность и транспортная отрасль начинают ощущать острую необходимость в перемещении грузов в горизонтальной плоскости, подъёме очень тяжёлых грузов, а так же в увеличении скорости выполнения работы, большую популярность завоевывает оборудование для тяжёлых грузов и подъёмники общего назначения, функционирующие на машинном приводе.

Первыми используемыми механическими двигателями в рассматриваемой группе техники стали гидравлические приводы, рабочей жидкостью в которых выступала вода. Она подавалась в рабочие цилиндры под высоким, на тот момент, давлением, достигавшим нескольких десятков атмосфер. История использования этих двигателей начинается с конца XVIII века, при этом первое устройство с таким двигателем было построено только в 1846-47 годах. Именно тогда же, гидравлические приводы начинают широко использоваться в грузовых и пассажирских подъёмниках, передвижных и стационарных кранах, домкратах и т.д.

Благодаря Августину де Бетанкуру в России в 1811 году строится землечерпательная многочерпаковая машина, работающая на паровом двигателе. В 80-е года того же века возводится первый железнодорожный паровой кран и первый кабельный кран (1877г). Создание портальных и мостовых конструкций кранов относится примерно к тому же периоду.

В 1827 году в Англии создается первый стационарный паровой подъёмный кран. Однако, вследствие несовершенства конструкции парового двигателя, он не получает популярности в использовании. Только к концу века, с усовершенствованием паровой установки, снижением её веса и уменьшением габаритов, они постепенно вытесняют гидравлические двигатели.

подъемник на фасаде зданияЭлектрические подъёмники начинают свой путь из Германии 80-е годов XIX века. Они состояли из электродвигателя, зубчатых колёс, которые сцеплялись с зубьями стационарной направляющей рейки и червяной передачи. В этот же период, в Германии возводится и первый мостовой кран, все механизмы которого работают от единого электрического двигателя. Первое грузоподъёмное оборудование с индивидуальным механизмом передвижения моста крана, грузовой тележки и механизмом подъёма груза было возведёно в 1889 году на территории США. Широкое распространение электрический двигатель в стационарных, полупортальных и передвижных поворотных кранах получает в 1885 и 91 годах. В 1885 году с введением в эксплуатацию техники с двигателем внутреннего сгорания, история кранов начинает новый этап развития.

Подъёмники начали интенсивно совершенствоваться только после появления электрических приводов. С появлением новых двигателей в Германии конструируют новые электролебедки-фрикционные (1880 г) и электрореверсивные (1908 г). В этот же период строятся электрические мостовые краны и электрические подъёмники.

С развитием промышленного и жилищного строительства, возрастает необходимость в том, чтобы грузоподъёмное оборудование заменило тяжёлый человеческий труд. Так в 1902 году появляются краны-укосины, состоящие из металлических укосин с блоками, укреплённых на трубчатой мачте из дерева, с лебёдкой, которая устанавливалась на земле. Первый свободно стоящий стационарный поворотный кран был создан в Германии в 1905 году, в 1908 — появляется первый кран с изменением вылета стрелы. И только в 1914 году создаётся первый башенный кран, у которого поднимается стрела, а главное он имеет все основные признаки присущие современным кранам.